31.10.05

ОСАГО становится все более убыточным: в Санкт-Петербурге в этом бизнесе останутся 6-7 компаний

Санкт-Петербург. ОСАГО становится все более убыточным: в Санкт-Петербурге в этом бизнесе останутся 6-7 компаний. Такие выводы и данные приводились в пресс-центре АБН в ходе заседания круглого стола: "ОСАГО: выплаты, рентабельность, потенциальная реорганизация рынка".

Так, директор имущественного страхования АСК-Петербург Юрий Берхман заявил: "Средний показатель убыточности ОСАГО сейчас составляет 60-65%. Ситуация вызвана рядом причин: инфляцией при сохранении ставок тарифов; использованием многими компаниями системы бонусов и малой вероятностью существенного улучшения дорожной обстановки. По нашей компании средний размер убытка составляет 20-25 тыс. руб. с тенденцией роста к верхней границе. Наибольший рост убыточности ОСАГО отмечен по договорам страхования пассажирских автотранспортных средств, такси и так далее. Самая низкая убыточность - среди "мотоциклов, прицепов и тракторов", что объясняется редкостью их использования. Если ничего не изменится в сложившейся ситуации на рынке ОСАГО в Санкт-Петербурге и Ленобласти, то через несколько лет страховщиков перестанет интересовать этот бизнес". Ю.Берхман также привел данные анализа аварийности (убыточности) по ряду категорий. Так, главные убытки страховщикам, по его словам, приносят водители со стажем до 3-х лет. При этом, чем старше молодой водитель, тем выше убыточность, то есть начинающий водитель преклонного возраста чаще попадает в ДТП, чем начинающий управлять машиной молодой человек. Ю.Берхман назвали и наиболее "рисковые группы автомобилей": чаще в ДТП попадают (приносят убыток) маломощные автомобили отечественного производства. Зато нельзя выделить особо убыточные группы "по половому признаку". По представленным данным, женщины-водители чаще попадают в ДТП, но по мелким авариям. В то же время мужчины-водители "реже попадают, но на более крупные суммы".

Рост выплат по ОСАГО в 2 раза отметил и начальник управления АО "Генеральная страховая компания" Александр Смирнов. По его словам, компания за 9 месяцев 2005г. оформила 177 тыс. договоров ОСАГО: собрано около 430 млн. руб., объем выплат составил 180 млн. руб. (по Санкт-Петербургу и всем 36-ти филиалам компании). А.Смирнов также отметил негативные тенденции роста убыточности компаний, первые случаи ухода с рынка и недавнее предупреждение РСА по случаям завышенных комиссионных выплат (до 28,5%).

Законодательные ограничения прибыльности бизнеса на ОСАГО доказывал и начальник управления автострахования СК "Альфа страхование" Игорь Ясногородский: "Закон разрешает компаниям использовать на собственные нужды 5% от сборов по ОСАГО, они полностью уходят на сервис этого бизнеса. Коллеги уже отмечали все затраты. Добавлю, что обыватели и журналисты, рассуждающие о, якобы, "большой прибыльности ОСАГО", забывают о выплатах в бюджет и разные фонды (23% от сборов) и о необходимом резерве на последующие выплаты (до 25%)". По его мнению, предел для ОСАГО в страховом портфеле компании составляет до 20%.

Рост обращений пострадавших в 3 раза отметил в ходе заседания представитель крупнейшей на рынке ОСАГО региона страховой компании "Росгосстрах Северо-Запад" Дмитрий Синишев. По предварительным, данным убыточность ОСАГО для этой компании в 2005г. составит около 50% (в 2004г. - 30%). Д.Синишев также поддержал мнение коллег: "Иллюзия прибыльности этого бизнеса исчезла. Ряд компаний ушли с рынка. Их уход - это нормальное явление, но не добавляет оптимизма форма ухода: исчезают бланки договоров, которые теперь, вероятно, появятся на вторичном рынке". Л.Синишев сделал прогноз: "Пик выплат по ОСАГО еще впереди. Число банкротств на нашем рынке будет расти, но надеюсь, что процесс ухода станет цивилизованным". По его словам, "не надо ждать революционных изменений: действующие тарифы ОСАГО и прочее просуществует еще долго". Представитель Росгосстраха привел предварительные данные по компании: за 9 месяцев 2005г. рост выплат составил 134%; по Санкт-Петербургу и Ленобласти за этот период оформлено 9 тыс. 116 дел (за аналогичный период 2004г. - около 7 тыс. случаев). В целом по России из 165 компаний, работающих на рынке ОСАГО, почти 20 региональных фирм имеют 73% убыточности. Следовательно, предстоит, в первую очередь, менять региональные коэффициенты. "По итогам 2005г. будут более точные данные, но точно знаю, что снижения тарифов ОСАГО не может быть", резюмировал представитель Росгосстраха.

Отметим любопытные данные о результатах популяризации ОСАГО среди населения, приведенные директором по маркетингу АСК-Петербург Татьяной Долининой. "Если в октябре 2004г. хотя бы одну страховую компанию называли 28% опрошенных, то через год (октябрь 2005г.) этот показатель вырос почти в 2 раза до 52%. Однако, реклама по ОСАГО пока представляет своеобразный ликбез", - отметила Т.Долинина. Она же публично высказала недоумение по поводу некоторых страховых продуктов компании "Спасские ворота". В частности, эта компания, по ее словам, предоставляет ОСАГО для садоводов, превышая нормативы скидок (в 1-й год - до 5%, 2-й год - до 10%, в 3-й год - до 15%). В ответном слове представитель "Спасских ворот" подтвердила, что скидки достигают 20-25%, но заявила: "Мы действуем в соответствии с законом, а дополнительные скидки предоставляют сами садоводческие организации".

Также отметим рост публичности страховых компаний. Так в ходе заседания круглого стола прошло активное обсуждение перспектив использования в Санкт-Петербурге и других городах службы аварийных комиссаров. По словам руководителя отдела межрегионального развития Ассистанской компании ЛАТ Виктора Петрова: "Вчерашний "День жестянщика" доказал необходимость работы нашей службы. По большинству из 1,2 тыс. ДТП вчера отработали аварийные комиссары. ГИБДД приезжала на место происшествия через 7 часов, а иногда и через 12 часов. Мы предоставили все 30 экипажей". В то же время, отметил В.Петров, до сих пор наша деятельность не является легитимной, нужен, для начала, хотя бы закон Санкт-Петербурга о службе аварийных комиссаров. По его мнению, в целом надо стремиться исключить государственные службы из системы определения объема выплат по ОСАГО.

Отметим еще одну небольшую дискуссию, завершившую заседание. Журналист попросил представителя "Генеральной страховой компании" прокомментировать явное несоответствие. Большинство участников рынка сохраняют долю ОСАГО до 30%, а у этой компании показатель составляет 67%. В ответ заявлено, что "специальных нормативов на этот счет не существует". Вероятно, каждая компания самостоятельно выбирает степень риска для развития бизнеса.

АвтоТрансИнфо