27.09.10

Новый Шелковый путь – экономический расцвет стран-участников Шанхайской организации сотрудничества

Член Киевской Ассоциации Транспортного Строительства, Президент АО "УКРТРАНСКОР", Степанский Г. Е.

Trans-Port.com.ua

Актуальность разработки нами нового направления прохож-дения Шелкового Пути "Магистраль-ЕВРАЗИЯ" обусловлены не-обходимостью резкого увеличения товарооборота между странами континента, особенно между странами-участниками ШОС, и выхо-дом на ведущее место скорости и безопасности грузо- и пассажиро-потоков.

Большое значения приобретает необходимость роста това-рооборота Европы со странами Средней Азии и Востока. Имею-щиеся транспортные сети уже давно исчерпали свои возможности относительно ускорения товарооборота, и пришла пора создания современной скоростной комбинированной трансконтинентальной магистрали, которая будет способна обеспечить рост межконтинен-тальных перевозок.

Такой магистрали, которая будет объединять в себе мобильность автомобильного транс-порта на расстояниях до 300 км с возможностями скоростной железной дороги на больших расстояниях за счет увеличения перспективных контейнерных и контрейлерных перевозок, эффективного включения морского и речного транспорта, который приведет к значительному сокращению времени перевозок и значительного удешевления транспортной составной стоимости товаров и услуг.

Для ШОС строительство разработанного нами направления трансконтинентальной маги-страли с совмещением в одном землеотводе скоростной железной дороги ( до 300 км/час ), автомагистрали, трубопроводного транспорта разного назначения, коммуникационных линий и линий электропередач становится жизненно важной необходимостью.

Для согласования всех вопросов нами создаётся международный Консорциум для строительства и эксплуатации "Магистрали-ЕВРАЗИЯ", который будет выполнять коорди-нирующие функции.

Участки магистрали, которые проходят по территории страны-участницы, каждая страна контролирует, строит и использует сама, руководствуясь своим законодательством, придер-живаясь согласованных между странами нормативов и правил. Маршрут прохождения магистрали также прокладывается страной-участником по своей территории самостоятельно, исходя из возможностей ее территории и ее планов социально-экономического развития своих регионов. Согласованию с соседями подлежат места пересечения границ стран.

Главными и сверхприоритетными транспортными направлениями в настоящее время становятся транспортные связи Европы и Востока для обеспечения которых и предлагается создание комплексной трансконтинентальной транспортной "Магистрали ЕВРАЗИЯ

Эта магистраль состоит из трех основных частей:

1. ЗАПАДНАЯ КОММУТИРУЮЩАЯ СЕТЬ, к которой входит часть транспортных коридоров Украины, которые уже приняты законом Украины "О Генеральной схеме планирования территории Украины" для выполнения:

•украинский участок Северной магистрали Балтика-Черное море (Гданьск – Варшава – Ягодин – Одесса -Керчь) от Ягодина до Хмельницкого, которая собирает грузопотоки из Северной Европы.

•украинский участок Центрально-Европейской магистрали (Берлин – Вроцлав – Краков – Львов, коридор №3) Краковец – Львов – Подгайцы, которая собирает грузопотоки из Центральной Европы.

•украинский участок Южно-Европейской магистрали ( Лиссабон – Триест - Киев) Косины – Ивано-Франковск – Тернополь – Хмельницкий - Винница, который собирает грузопотоки из Южной Европы (5-й коридор)

•автомагистраль Белгород–Харьков–Одесса–Рени, которая является частью утверждён-ного в России нового международного транспортного коридора Москва-Белгород-Харь-ков-Одесса-Рени-Варна, и собирает грузопотоки с Балкан и Центральной России.

Таким образом, вышеназванные участки украинской национальной сети международных транспортных коридоров собирают грузо- и пассажиропотоки из всех транспортных направ-лений Европы и выводят их на Центральную магистраль. При обратном движении эти потоки разводятся на необходимые направления. Задействованная в "Магистрали ЕВРАЗИЯ" часть украинских транспортных коридоров выполняет функции сортировочной станции для изменения направлений грузопотоков в обоих направлениях, что очень выгодно для Украины.

2. ЦЕНТРАЛЬНАЯ МАГИСТРАЛЬ, которая проходит от Винницы через Кировоград – Донецк -Луганск - Изварино, проходит по территории России ниже Волгограда, пересекает границу Казахстана, проходит выше Каспийского моря, обходит с Севера Аральское море, обходит зону Байконура, проходит ниже озера Балхаш, пересекает Китайскую границу в районе города Урумчи и дальше к тихоокеанскому побережью. Эта Центральная магистраль является главной частью всей магистрали и несет наибольшую нагрузку. К ней подсоединятся местные транспортные магистрали.

3. ВОСТОЧНАЯ КОММУТИРУЮЩАЯ СЕТЬ, которая планируется на усмотрение Китайской стороны и обеспечивает транспортную связь Тихоокеанского побережья, Кореи, Японии и других дальневосточных стран.

О возрождении Большого Шелкового Пути говорится уже давно и много. Основная ориентация этих предложений—это исторический Южный вариант.

Анализ этих разговоров и предложений, регионально заангажированных в зависимости от страны их происхождения, показывает невозможность, неэффективность и политическую нецелесообразность принятия Южного варианта возрождения Шелкового Пути. Изменения торговых ориентиров, политической ситуации, технических и технологических возможностей современного транспорта показывают на нецелесообразность развития Южного направления.

Разработчики нового направления считают предложенное направление верным так как:

1.Южный вариант: От Европы до Китая ВОСЕМЬ границ, что существенно уменьшит скорости грузопотоков через пограничные и таможенные процедуры.

На новом направлении только ЧЕТЫРЕ границы.

2.Южный вариант: Практически полное исключение из системы Южного варианта таких больших грузоотправителей как Россия и Казахстан, что недопустимо ни в экономическом, ни в политическом плане.

В новом направлении транспортные возможности этих стран задействованы полностью.

1.Нестабильная политическая ситуация на Кавказе и Средней Азии полностью выключает возможность получения инвестиций.

Территории России и Казахстана, где будет проходить новая магистраль, не вызывают сомнений в своей политической стабильности.

1.Паромная морская переправа может быть значительным сдерживающим фактором, особенно в зимний период, когда Каспийские штормы парализуют ее деятельность. Эта переправа будет объективно сдерживать скорость грузопотоков и приведет к подорожанию перевозок.

Новое направление полностью исключает влияние паромной переправы, посколь-ку проходит выше Каспийского моря по равнинной местности.

1.В Южном варианте магистраль почти полностью будет проходить по горной местности. Это очень усложняет и удорожает строительство, поскольку нужно будет сооружать большое количество инженерных сооружений. Это туннели, виадуки, мосты, подпорные стенки, противообвальные и противоселевые системы, сооружение больших дренажных систем, укрепление берегов горных речек с созданием противопаводковых аккуму-лирующих водохранилищ. Все это будет стоить больших денег, которых никто не даст. Главным аргументом против Южного варианта есть то, что в этих условиях ПОЛНОС-ТЬЮ ИСКЛЮЧАЕТСЯ возможность строительства скоростной железной дороги, а именно она будет основной новой транспортной комплексной "Магистрали ЕВРАЗИЯ".

По Новому варианту все эти недостатки практически отсутствуют. Магистраль будет проходить по равнинной местности, с большими возможностями землеотводов, в большей части по малозаселенным территориям, в благоприятных климатических усло-виях. По новому направлению не возникает трудности с проектированием автомагистрали, скоростной железной дороги, трубопроводного транспорта различного назначения коммуникационных линий и линий электропередач в одном землеотводе, что значительно упрощает и удешевляет строительство, через комплексность строительных работ и общих инфраструктурных объектов, и дальнейшую эксплуатацию. Прохождение магистрали через судоходные реки значительно расширяет возможности привлечения грузов с водного транспорта на магистраль, что повышает ее рентабельность.

1.Южный вариант почти полностью проходит по сейсмоопасным территориям Кавказа, Средней Азии и Горного Китая, что требует при проектировании значительного усиления полотна магистрали и инженерных сооружений с расчетом на сейсмические характерис-тики территорий прохождения магистрали. Это снова значительное подорожание проекта.



В новом варианте магистраль проходит в сейсмобезопасной зоне. 1.Практически полностью Южный вариант проходит по каменным грунтам, которые при строительстве требуют проведения большого количества взрывных работ. Работа с каменистым грунтом требует больше усилий и средств.

В новом направлении магистраль будет проходить по относительно мягким и пес-чаным грунтам.

Создание такой значительной трансконтинентальной транспортной магистрали, которая объединяет в себе автомобильный, железнодорожный, водный, трубопроводный и кабельный виды транспорта, ориентировано на самые новые транспортные технологии перемещения грузов и пассажиров, безусловно, интересует практически всех участников мирового транспортного рынка.

Дальнейшей рост товарооборота в мировой транспортной системе требует именно такой скоростной магистрали через всю Евразию. Товаропроизводители всех стран уже не могут мириться с малыми скоростями своих товаров. Морской путь вокруг нашего континента очень тормозит грузопотоки, которые сдерживают развитие мировой экономики.

Строительство такой комплексной магистрали позволит в несколько раз ускорить товарооборот между Западом и Востоком, вынести много предприятий из перенасыщенной ими Европы в Азиатские пространства, разрешит интенсивнее развиваться прилегающим к магистрали территориям, ускорит интеграционные процессы стран-участниц, поднимет бла-госостояние и социальный уровень народов этих стран. Такая магистраль может обеспечить работой не только на своем строительстве, но и на прилегающих территориях 4-5 миллионов людей.

Транспортная сеть Европы уже практически создана и требует только модернизации и реконструкции отдельных участков.

Транспортные сети потенциальных стран-участниц еще не отвечают современным требованиям и не могут принять такие объемы товарооборота, которые прогнозируются на Евразийское направление в перспективе.

Предложение строить в одном землеотводе автомобильную магистраль и скоростную железную дорогу с объединением инженерных сооружений, инфраструктуры, всех ком-муникаций, намного удешевит проект против раздельного строительства. Использование новых технологий строительства и эксплуатации магистрали также даст достаточный экономический эффект.

Каждая страна-участник, кроме общих выгод, имеет и свои конкретные выгоды, которые касаются именно ее участия в этом проекте.

УКРАИНА: Почти 70% новых автомобильных магистралей, утвержденных к строи-тельству Законом Украины "О Генеральной схеме планирования территории Украины", входят в новую "Магистраль - ЕВРАЗИЯ”, как ее Западная коммутирующая сеть, которая собирает грузопотоки со всей Европы и выводит их на Центральную магистраль, а в обрат-ном направлении разводит их по Европейским направлениям. Это очень выгодно для Украи-ны, поскольку дает возможность иметь современную сеть автомагистралей железных дорог и иных транспортных видов, покрывающую зонами своего экономического воздействия более 80 % территории Украины. Учитывая затруднительное состояние экономики, Украина пока что не имеет возможности строить такие магистрали. Заинтересованность других стран в этой магистрали и практическая невозможность прокладывания их в другом направ-лении, учитывая географическое положение Украины в Европе, приведет в Украину значительные инвестиции для строительства этой сети от международного Консорциума.

Таким образом, практически не тратя средств, а только открыв свою, очень выгодную в транзитном отношении территорию и создав необходимые условия для инвесторов, Украина может получить современные транспортные магистрали, большой прирост экономической деятельности в зоне влияния этих магистралей, создать около 2-х миллионов, очень нужных для стабилизации внутренней ситуации, новых рабочих мест. Имея такие магистрали на своей территории Украина сможет реально и де-факто интегрироваться в Европейское Сод-ружество и ШОС не с пустыми руками, а с нужной всем разветвленной транзитной транс-портной системой. Сможет иметь быстрый выход своих товаров на Запад и Восток, что рас-ширит торговые возможности государства и усилит процесс интеграции..

РОССИЯ: По России проходит относительно небольшая часть Центральной магистрали длиной 530 километров. Этот участок проходит через Дон и Волгу, что дает возможность вывести на Центральную магистраль грузопотоки с транспортных ареалов этих рек, задейс-твовать черноморские, азовские, каспийские и балтийские порты через свою, достаточно развитую водную транспортную систему. На эту магистраль будут выведены груз из Центральной России и Северного Кавказа, что даст толчок развитию этого региона, новые рабочие места, развитию промышленности и сельского хозяйства, рост благосостояния населения и доверие к власти. Не последним положительным фактором будет для региона строительство двух комбинированных мостов через Дон и Волгу, что разгрузит существующие мосты от транзитного транспорта.

КАЗАХСТАН: получит очень важную для своего дальнейшего развития магистраль через всю свою территорию от России до Китая. Наибольшая часть Центральной магистрали проходит по территории Казахстана. Прохождение магистрали по практически незасе-ленным территориям даст жизнь этим регионам. Богатые сырьевые запасы Казахстана получат возможность интенсивной разработки и быстрого выхода, как на Запад, так и Восток. Будет развиваться транспортная сеть страны для обеспечения доставки товаров со всей территории страны. Возможность использования дорожно-строительных технологий и техники с основного строительства даст возможность провести закрепления песков, укрепление берегов речек, освоение больших пространств для земледелия и скотоводства.

КИТАЙ: будет иметь возможность быстрого получения из Европы всего необ-ходимого для своего дальнейшего развития и такую же быструю доставку своих товаров в Европу. Эта магистраль будет иметь большое значение для выполнения принятой Китайским правительством Программы развития Западных территорий. Разветвление Центральной магистрали по территории Китая даст возможность привязать к этой магистрали порты Китая и наиболее важные экономические зоны. Значительно возрастут контакты с Кореей, Японией и другими дальневосточными странами, которые также заинтересованы в такой магистрали для быстрого и удобного транспортирования своих товаров в Европу. Значительные сырьевые запасы Западных территорий смогут интенсивно разведываться и добываться. На строительстве этих магистралей может быть созданы 5-8 миллионов новых рабочих мест, что поднимет благосостояние населения и уменьшит социальное напряжение в близлежащих территориях. В зоне прохождения этих магистралей возникнут новые города и предприятия.

Мировой опыт показывает, что там, где проходят новые транспортные магистрали, наблюдается значительное возрастание экономической активности, а прилегающие тер-ритории получают повышенную инвестиционную привлекательность. Создание новых рабочих мест оказывает содействие улучшению социально-политической ситуации на приле-гающих территориях, возрастает благосостояние людей, доверие к власти и уровень общес-твенного спокойствия.

Можно твердо заявить, что "Магистраль ЕВРАЗИЯ" будет залогом экономического развития, мира и политического спокойствия между странами ее прохождения.

Практический опыт общения последних лет Украины со странами Евросоюза показал подспудное нежелание некоторых стран видеть Украину в Евросоюзе, в угоду интересам России из-за их зависимости от поставляемых энергоресурсов.

В украинском руководстве и политикуме начинает созревать понимание необходимости переориентации своего политического вектора на восточное направление и ставить задачу о вступлении в ШОС.

Разработанное направление нового Шелкового пути "Магистраль-ЕВРАЗИЯ" и откры-тие своей территории для широкомасштабного транзитного сообщения, значительно поднимет не только международный авторитет Украины но и прямую экономическую заинтересован-ность стран Востока и Запада в её очень выгодной транзитной транспортной системе.

Учитывя уже проявленный интерес Казахстана и Китая в сооружении "Магистрали-ЕВРАЗИЯ", руководство Украины должно активизировать переговоры и процесс вступления Украины в ШОС.

Trans-Port; 27.09.10