01.06.05

На российском рынке экспресс-отправлений одновременно оперируют крупные международные интеграторы и небольшие российские компании

О работе типичной средней компании Юлии Карулиной рассказал генеральный директор Cityexpress Андрей Княжинский.

- Какова ваша доля на рынке российских экспресс-перевозок? - Рынок российских экспресс-перевозок составляет $200-250 млн. По нашей оценке, Cityexpress занимает примерно 5% рынка по стоимости отправлений.

- Предоставляете ли вы такой же спектр услуг, что и транснациональные конкуренты?

- Сегодня Cityexpress концентрируется на внутрироссийских отправлениях: направление импорта компания закрыла в 2002 году, так как лицензия таможенного брокера требовала замораживания больших денежных средств в качестве обеспечения. Кроме того, работа за границей при отсутствии собственных самолетов и терминалов приводила к высоким издержкам при низкой окупаемости.

Но мы планируем вернуться к этому спектру деятельности. Экспорт составляет сегодня 10% бизнеса компании. Для работы за границей мы используем партнеров. Кроме того, у Cityexpress есть родственная компания в Киеве, с помощью которой обслуживается вся Украина. Мы держим курс на развитие сети по регионам России.

- Какой транспорт вы используете для работы?

- В Москве компания использует шесть автомобилей марок Renault Kangoo и Peugeot Boxter, в Петербурге - Citroen Berlingo. Мы планируем расширить наш автопарк.

В городе самый надежный вид транспорта для доставки малых и средних грузов - пешие курьеры. Они подконтрольны и независимы от пробок. В регионах работает система автокурьеров: водители нанимаются с собственным автомобилем. Пока мы растем, мы можем таким образом экономить средства. Для отправки несрочных грузов мы пользуемся железной дорогой. Срочные ценные грузы в города европейской части России отправляем автомобилем и самолетом.

- Кто пользуется вашими услугами?

- 90% клиентов - корпоративные. Сегодня их число составляет примерно 25 тыс. Причем особенно бурный рост пришелся на последние 2-2,5 года, когда их количество увеличилось более чем в два раза. Нашими услугами пользуются банки, фарминдустрия, страховые компании. Большую часть оборота приносит работа московского терминала. Столичный клиент платежеспособен и уже успел оценить достоинства экспресс-доставки. В регионах часто просто не знают, что это такое.

- Какие сложности возникают у вас при работе?

- Согласно правилам Миниинформсвязи, экспресс-перевозчику для работы необходимо иметь лицензию на предоставление почтовых услуг. Часто, когда срок действия лицензии истекает, Госсвязьнадзор не успевает выдать новую лицензию. За год до истечения срока они не принимают заявку, а за три месяца они не успевают сделать лицензию. Периодически нам приходится работать без лицензии по три-четыре месяца, и в этот период сам же Госсвязьнадзор приходит с проверкой: отдает конверт для отправки и, когда мы его принимаем, говорит, что мы оказываем почтовые услуги без лицензии. Кроме того, до конца 2004 года с экспресс-перевозчиков взимался налог с оборота - 0,3%, который назывался сбором на содержание аппарата Госсвязьнадзора. Если учесть, что как раз в это время активно развивалась "Почта России", можно предположить, что деньги уходили на развитие конкурента.

Бизнес 01.06.05