31.10.14

Логистика – золотая жила Южного Урала?

Рынок складских помещений в Челябинске всего за два года вырастет в два раза. Тем не менее сегодня свободные складские площади в городе найти по-прежнему очень сложно. Почему эксперты советуют инвестировать в склады, когда будет ликвидирован дефицит в этой сфере и каковы перспективы логистического рынка Челябинска, читайте в материале Chel.ru.

Челябинск традиционно был важным торговым городом. Собственно, именно благодаря удачному расположению на границе между западной и восточной частями России наш город вырос и развился в важный транспортный узел в конце XIX и начале XX веков. Сегодня удобное расположение с точки зрения логистики остается одним из главных преимуществ Челябинска. Перспективы рынка обсуждались на конференция «Логистика Южного Урала-2014: эффективные решения от лидеров рынка».

Развитию транспортной системы уделяется большое внимание на областном уровне, в том числе немало места отведено в «Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года». Она предусматривает реализацию нескольких проектов. Прежде всего, предстоит оптимизация существующей железнодорожной и автодорожной сети, развитие магистрали М-5, создание транспортного (авиационного, автомобильного, железнодорожного) коридора Европа – Россия – Китай. Учитывая масштабные задачи, поставленные государством в области транспортной системы, весьма перспективными выглядят инвестиции в создание логистических центров по обработке грузов и контейнеров.

«Сегодня в складской логистике области определяющую роль занимают складские помещения классов В и С, при явном дефиците складов класса А, – считает заместитель председателя комитета ЮУТПП по транспорту и логистике Александр Попов. – Ввод в строй первых в области логистических комплексов класса А приведет к формированию рынка комплексных логистических услуг, приходу в регион новых российских и международных операторов и увеличению доли логистического аутсорсинга».

В настоящее время в России 74 процента общего объема качественной складской недвижимости приходится на Московскую и Ленинградскую области. Челябинск входит в категорию растущих и наиболее перспективных регионов. На начало 2014 года общее число складских площадей класса А и В в Челябинске составляло 163 тыс. кв. м. Весной начал работу складской комплекс «Логоцентр» (30 тысяч кв.м). В первом квартале 2015 года планируется к вводу ТЛК «Южноуральский» (82 тысячи кв.м) в 76 км от Челябинска. Объект появится в рамках развития транспортных коридоров на пространстве стран Шанхайской организации сотрудничества. В 2016 году ожидается открытие второй очереди комплекса «Логоцентр». Таким образом, всего за два года площадь складских помещений в Челябинске вырастет почти в два раза.

«Наш комплекс строился как спекулятивный, но к нам обратилась компания «Дикси», которой требовались значительные складские площади, – говорит начальник отдела складских операций комплекса «Логоцентр» Максим Шадчин. – Сегодня они наши основные, но не единственные клиенты. Мы смогли удовлетворить все их требования. Такова специфика челябинского рынка – здесь в переговорах в основном участвуют крупные компании, которые готовы арендовать значительные площади».

Спрос на качественные складские помещения в Челябинске растет с каждым годом. Доходит до того, что сейчас арендовать три – пять тысяч квадратных метров не представляется возможным. Из-за такого дефицита арендные ставки держатся на высоком уровне. Сегодня за аренду квадратного метра складского помещения класса А, по оценкам экспертов, в среднем нужно будет заплатить 90-105 долларов в год.

«Наше исследование показало, что Челябинск, среди еще нескольких городов России, является наиболее перспективным с точки зрения строительства складских помещений, – говорит директор направления по представлению интересов собственников департамента индустриальной и складской недвижимости, земли компании Knight Frank (Москва) Антон Репин. – Почти 60 процентов спроса на складские помещения приходится на розничную торговлю и дистрибуцию. Также отрадно заметить, что растет онлайн-торговля».

Значительную конкуренцию Челябинску составляет Екатеринбург, где объем складских помещений уже превышает 300 тысяч квадратных метров. Однако появление новых комплексов дает Челябинску шанс побороться за клиентов с северным соседом.

«У Челябинска есть одно неоспоримое преимущество перед Екатеринбургом – это погода. У вас всегда чуть теплее, чем у нас, – утверждает руководитель отдела информационных технологий ООО «Оргтехцентр» (Екатеринбург) Константин Щекотуров. – Я считаю, что эти конкурентные преимущества вашим предпринимателям надо превращать в качественные характеристики бизнеса».

Уже в ближайшем будущем эксперты прогнозируют переориентацию части транспортных потоков и переход отдельных компаний, ранее размещавших свои товары в логистических комплексах класса А в Свердловской области, в Челябинскую область. Вместе с ростом числа таких комплексов произойдет ужесточение конкуренции на рынке складской логистики региона, а значит будет расти и качество услуг.

Бизнес-портал Chel.ru