13.09.05

Латвия готова расширять сотрудничество с Пекином в сфере транспорта, транзита и логистики

Латвия готова и далее расширять сотрудничество с Пекином в сфере транспорта, транзита и логистики, подчеркнул премьер-министр прибалтийской республики Айгар Калвитис на встрече в Риге с министром иностранных дел Китая Ли Чжаосином. Он обратил внимание высокого гостя на выгодное географическое положение Латвии и ее возможности стать в ближайшее время центром международной транспортной логистики в Балтийском регионе.
Посещение Риги Ли Чжаосином - ответный визит китайского дипломата в Латвию. В минувшем году в КНР побывала представительная латвийская делегация во главе с президентом Вайрой Вике-Фрейбергой. Министр иностранных дел Китая подчеркнул взаимное доверие и сотрудничество между странами: "Хотя наши республики и расположены далеко, мы можем найти много общего и учиться друг у друга, оказывать друг другу взаимную поддержку и быть партнерами". Айгар Калвитис в свою очередь отметил, что Латвия открыта для всех стран и заинтересована в сотрудничестве с Китаем и другими азиатскими государствами. Премьер-министр также считает, что партнерство может развиваться и благодаря привлечению частного бизнеса и прямым контактам между предпринимателями. Накануне визита в Китайскую Народную Республику президента Латвии кабинет министров утвердил правительственное соглашение между балтийской республикой и КНР о морском транспорте. Утверждено также соглашение между министерством сообщений ЛР и министерством железных дорог Китая о сотрудничестве в сфере этого вида транспорта.
Дипломатические отношения между Латвией и Поднебесной установлены давно. Однако двусторонние правовые договоренности, регулирующие морские и железнодорожные перевозки, долгое время отсутствовали. В последние же годы объем транзитных грузов из Китая через латвийские порты постоянно увеличивается, так что правовое регулирование транзита стало острой необходимостью. Конечно, росту транзита из Азии в Европу способствуют потенциальные возможности Транссибирской магистрали. Транзитные грузы из Китая в балтийские порты поступают преимущественно в контейнерах. Основные из них - продовольствие, химикалии, минеральные удобрения, калийная соль. Если тенденция увеличения контейнерных перевозок в мировом торговом обороте составляет ежегодно в среднем 6,6 процента, то в ближайшей перспективе в Азиатском регионе ожидается более стремительный рост. При этом прогнозируется резкий скачок контейнерных перевозок по стальным магистралям государств Азии и России. Наиболее значимые китайские транспортные компании, действующие сегодня в Прибалтике, - Orient Overseas Container Line и China Shipping Container Lines. Но контейнерными перевозками из Китая занимаются и другие операторы, в том числе российские.
За минувший год объем транспортировки, например минеральных удобрений, к портам этой республики по железной дороге возрос более чем вдвое. По прогнозам экспертов Евросоюза, уже к 2008 г. Китай, как и Россия, станет его крупнейшим торговым партнером. После вступления Латвии в Евросоюз она и КНР (а как владелец инфраструктуры и Россия) заинтересованы в заключении между собой транспортных соглашений. Некоторые из них были подписаны в Пекине в ходе государственного визита латвийской делегации. С латвийской стороны их подписал министр сообщений Айнар Шлесерс. Так, соглашение о морском транспорте определяет правила в работе латвийских и китайских судов, регламентирует судовые документы и сертификаты, права членов экипажа при сходе на берег, а также порядок въезда, пребывания и транзита моряков. Оно также устанавливает права местных учреждений власти, действия при возможных несчастных случаях, связанных с морем. Как известно, Россия и Латвия являются членами Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ и Балтии.
Аналитики не исключают, что и Китай, наращивая транспортное сотрудничество с Европой, со временем может присоединиться к нему, например, в статусе наблюдателя. Так недавно поступила Финляндия. Необходимость в портовом терминале на Балтике предопределена динамикой развития экономики страны и ее экспортным потенциалом. Для сбыта продукции из Казахстана на европейские и мировые рынки необходим надежный транспортный коридор. В первую очередь его обеспечивают Российские железные дороги. Выбор же Вентспилса связан с преимуществами незамерзающего глубоководного порта, способного обслуживать суда грузоподъемностью 70 тыс. тонн. В сооружение терминала вложено более 30 млн. долларов. Его мощность рассчитана на перевалку 2,5 млн. тонн зерна в год. Здесь возведены также комплекс для хранения зерна емкостью 72 тыс. тонн, узел разгрузки вагонов и автомобилей, глубоководный причал, подъездные пути, современная лаборатория. Все это обеспечивает производительность выгрузки зерновых до 16 вагонов в час, а интенсивность погрузки судов - 1,5 тыс. тонн в час. Перевалка грузов на терминале обеспечит дополнительные доходы не только Латвийской железной дороге, но и компаниям, работающим в сфере транзита в России. Реализация проекта расширит взаимное экономическое сотрудничество Латвии, России и Казахстана в рамках Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ и Балтии.

Гудок