27.02.09

Коллегия ФТС России подвела итоги 2008 года и определила задачи на 2009 год

27 февраля 2009 года руководитель ФТС России Андрей Бельянинов провел расширенное заседание Коллегии Федеральной таможенной службы - коллегиального органа руководства таможенными органами Российской Федерации, на котором были подведены итоги их деятельности в 2008 году и определены задачи на 2009 год, сообщает Пресс-служба ФТС РФ. Истекший год явился важным этапом на пути дальнейшего совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации, направленного на создание современной таможенной службы, соответствующей международным стандартам, эффективной для государства и прозрачной для участников внешнеэкономической деятельности.

ФТС России перевыполнила на 101,8% установленное на 2008 год плановое задание по сбору платежей в федеральный бюджет. В доход федерального бюджета перечислено 4 трлн. 694,5 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом платежей перечислено на 1 трлн. 440,6 млрд. рублей больше (на 44%). В среднем, ежедневно в 2008 году таможенные органы перечисляли в доход федерального бюджета 18,7 млрд. рублей - на 5,7 млрд. рублей больше, чем в 2007 году. На каждого таможенника приходится 75,4 млн. рублей, поступивших в доходную часть федерального бюджета. В 2008 году таможенные органы обеспечили поступление более 50 процентов доходной части федерального бюджета. Высокие показатели достигнуты благодаря существенному развитию в последние годы таких направлений деятельности таможенных органов, как обеспечение достоверного декларирования, осуществление контроля таможенной стоимости, применение системы управления рисками, использование форм контроля после выпуска товара (постаудит) в сочетании с правоохранительной деятельностью. Так, сумма фактически довзысканных в результате корректировок таможенной стоимости таможенных платежей за 2008 год составила 32,3 млрд рублей, что почти в 2,5 раза превысило показатель предыдущего года (12,8 млрд. рублей). В результате проведения мероприятий по контролю таможенной стоимости, в том числе при применении системы управления рисками, общая сумма дополнительно взысканных таможенных платежей в 2008 году достигла 4,8 млрд. долл. США (ежемесячно 400 млн. долл. США). Подразделениями таможенной инспекции доначислено свыше 4 млрд рублей, при этом средняя бюджетная эффективность одной проверки превысила 400 тыс. рублей.

В 2008 году удалось достичь значительных результатов в области совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля, развитии и внедрении в практику информационных технологий и автоматизированных систем. В режиме эксперимента на многостороннем автомобильном пункте пропуска Бурачки была реализована новая технологическая схема пропуска по принципу <одного окна>. Новая технология, предусматривающая исключение дублирования функций и действий контрольных органов, за счет минимизации времени проведения контроля значительно увеличила пропускную способность пункта пропуска. По итогам эксперимента Государственная пограничная комиссии приняла решение о его распространении на другие автомобильные пункты пропуска. В конце ноября новые правила контроля на границе были утверждены Правительством РФ.

Продолжилась практика применения инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), которые позволяют повысить эффективность таможенного контроля в пунктах пропуска и сократить время прохождения таможенных процедур. В результате применения ИДК возбуждено более 1,5 тысяч дел об административном правонарушении и 55 уголовных дел, в том числе связанных с перемещением крупных партий наркотиков.

В 2008 году проведена большая работа по реализации проекта с Комиссией Европейских сообществ (КЕС) по предварительному информированию. Проводилось тестирование и практическая отработка процессов получения и использования предварительной информации в регионах деятельности Северо-Западного, Центрального и Южного таможенных управлений. С начала 2009 года предварительная информация из шести стран Европейского союза поступает в штатном режиме.

Правоохранительная деятельность таможенных органов характеризовалась в 2008 году высокими показателями обеспечения экономической безопасности государства, выявления правонарушений в таможенной сфере, блокирования устойчивых каналов контрабанды, уверенным пресечением попыток незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств. Приоритетными направлениями явилось выявление и пресечение незаконного перемещения через таможенную границу леса и продуктов переработки древесины, продукции топливно-энергетического комплекса, морских биоресурсов, товаров народного потребления, произведенных в странах Юго-Восточной и Западной Азии, фальсифицированной и контрафактной продукции, объектов, представляющих культурную и историческую ценность.

В 2008 году возбуждено более 4,9 тыс. уголовных дел, что превысило показатель прошлого года на 10,7%. Общая стоимость задержанных таможенными органами РФ незаконно перемещенных через таможенную границу товаров и транспортных средств составила 13,5 млрд. рублей. Размер неуплаченных таможенных платежей - 1,3 млрд. рублей. Произошел значительный рост показателей по направлению борьбы с организованной преступностью во внешнеэкономической сфере: возбуждено 246 уголовных дел по контрабанде, совершенной группой лиц и относящихся к тяжким преступлениям (в 2007 году - 30 уголовных дел данной категории).

Особое внимание таможенные органы уделяют борьбе с контрабандой наркотиков. Из незаконного оборота изъято более 3,4 тонны наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе свыше 777 кг героина, более 127 кг кокаина, 262 кг гашиша, около 107 кг опия, более 275 кг марихуаны. Пресечены попытки незаконного перемещения через таможенную границу России свыше 9 тонн прекурсоров.

Возбуждено 83,7 тыс. дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения около 58,3 тыс. дел вынесены постановления о назначении наказаний в виде административного штрафа на сумму 9,96 млрд. рублей. Конфисковано по решению суда товаров на сумму более 1 млрд. рублей. В 2008 году правоохранительные подразделения ФТС России активно взаимодействовали с зарубежными и международными правоохранительными органами и организациями. По инициативе ФТС России создан Комитет правоохранительных органов таможенных служб СНГ, призванный коллегиально заниматься выработкой тактики борьбы с правонарушениями на таможенном пространстве Содружества.

В 2008 году по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации возбуждено 746 уголовных дел, из них 492 уголовных дела - по преступлениям коррупционной направленности. 42 уголовных дела возбуждены в отношении взяткодателей (представителей участников ВЭД). Большая часть преступлений коррупционной направленности, совершаемых в таможенной сфере, выявляется именно подразделениями собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации. На протяжении последних пяти лет этот показатель составляет свыше 80% преступлений указанной категории, выявляемых всеми правоохранительными органами Российской Федерации. В 2009 году 92% всех преступлений коррупционной направленности в таможенной сфере выявлено подразделениями собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации (в 2007 году - 84%).

В 2008 году таможенная служба России признана лучшей среди таможенных органов 174 государств-членов Всемирной таможенной организации по итогам конкурса национальных таможенных администраций по борьбе с контрафактной продукцией. В апреле 2008 года ФТС России заключила соглашение с Оргкомитетом <Сочи 2014> об основах взаимодействия при организации и проведении в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году. За 2008 год в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности внесено 350 товарных знаков. По состоянию на 1 января 2009 года, в реестре зарегистрировано более 1,3 тыс. товарных знаков. За прошедший год была проведена значительная работа по совершенствованию законотворческой деятельности, издано более 800 нормативных правовых актов ФТС России, включая четыре административных регламента по исполнению государственных функций. Принятие этих документов способствует созданию прозрачных технологий исполнения функций и оказания услуг таможенными органами, уменьшению сроков их осуществления, упрощению и оптимизации процедур, созданию благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности и граждан, пересекающих таможенную границу Российской Федерации. Международное сотрудничество ФТС России осуществлялось в соответствии с Концепцией развития таможенных органов, а также соответствующими решениями и задачами, поставленными руководством страны. Особое внимание на международном направлении уделялись решению задач по укреплению интеграционных процессов на пространстве СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства, а также в рамках двустороннего сотрудничества с Казахстаном. Динамично развивались двусторонние отношения с таможенными службами таких государств, как Китай, Индия, Южная Корея, Латвия, Германия, Турция, Финляндия, Япония и ряда других.

В 2008 году по поручению Правительства Российской Федерации была подготовлена Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Одним из первых шагов по ее практической реализации стал комплекс мероприятий по реорганизации таможенных органов Московского региона. В дальнейшем будет осуществлен вывод таможенного оформления из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область. Реализация Концепции будет способствовать созданию транспортно-логистических центров в крупных транспортных узлах за пределами крупных городов. Системы таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным и морским транспортом (с развитием логистических технологий "сухого порта"), предполагается оптимизировать к 2014 году, а перемещаемых железнодорожным транспортом - к 2020 году. Руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов выделил ряд направлений деятельности, на которых будут сосредоточены основные усилия таможенных органов в 2009 году. В частности, это:

- реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации;

- усиление контроля таможенной стоимости перемещенных товаров, в том числе с применением системы управления рисками, в целях борьбы с занижением таможенной стоимости;

- совершенствование законодательства в сфере таможенного дела, в том числе касающегося перемещения физическими лицами товаров для личного пользования;

- реализация решений Правительства РФ, Государственной пограничной комиссии, в том числе направленных на совершенствование системы пропуска в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, включая внедрение технологий предварительного информирования;

- организация работы по таможенному оформлению и таможенному контролю на территориях ОЭС;

- осуществление мероприятий по реализации положений Национального плана противодействия коррупции и по декриминализации таможенных органов и околотаможенной среды;

- развитие таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств;

- участие в проведении мероприятий, направленных на формирование правовой базы таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в т.ч. разработку единого таможенного законодательства и нормативных правовых актов, определяющих единые правила таможенного оформления и таможенного контроля;

- создание условий для поэтапного переноса таможенного контроля с российско-белорусской на внешнюю границу Союзного государства.

VCH.RU 27.02.09