19.09.06

Экспорт казахского зерна через Вентспилс может начаться в октябре или этапы большого пути

По сообщению агентства Интерфакс ожидается, что первые вагоны с казахским зерном поступят на Зерновой терминал Вентспилса (Латвия) в конце октября.

Терминал рассчитан на перевалку до 2,5 млн. т зерна в год и на обслуживание судов класса Панамакс. Однако из-за хронической недозагрузки терминала Вентспилский порт недополучил значительные суммы портовых сборов. В результате местные власти были вынуждены повысить арендные платежи с 10 тыс. до 500 тыс. лат в год.

Комментарий СовЭкон . Строительство терминала началось весной 2004 г. и планировалось завершить в феврале 2005 г.

В феврале прошлого года с просьбой оценить возможные перспективы терминала к нам обратились латвийские журналисты из издания Телеграф . Прокомментировали. Отметили вполне очевидные для аналитиков вещи: что серьезный казахский экспорт зерновых через балтийские порты, наблюдавшийся в 2002/2003 году, стал возможен из-за уникального сочетания аномально высоких мировых цен на зерно с низкими ценами, которые установились на внутреннем рынке СНГ , что цена казахского зерна, которое пойдет через Вентспилс, будет во многом зависеть от стоимости железнодорожной перевозки из Казахстана по территории России и Латвии, а также от дорожающих в последнее время фрахтов сухогрузов , что с точки зрения транспортной составляющей страны Балтии для казахов не самый плохой вариант, но и не самый оптимальный .

Видимо, не понравилось. Написали заметку Казахстанское зерно колет россиянам глаза , заявив, что российские аналитики пытаются поставить под сомнение эти оптимистичные планы , которую завершили вопросом: сколько в мнении аналитика патриотизма, а сколько прагматизма, покажет время .

Читаем. В августе 2005 г. терминал был торжественно открыт. Действительно построили быстро и уложились в сроки близкие к планируемым.

Но уже в феврале 2006 г. латвийское издание d-pils.lv отмечает, что при перевалочной мощности Ventspils Grain Terminal в 2,5 млн. т в год до осени 2007 г. на терминале планируется обработать около 600-700 тыс. т зерна. И задается вопросом способен ли Казахстан обеспечить полную загрузку этого терминала? Пока этот вопрос остается открытым. Руководители Ventspils Grain Terminal обещают, что незагруженные мощности будут использованы для экспорта российского и даже латвийского зерна .

В марте сообщается, что в этом году предприятие планирует перегрузить 700-800 тыс. т зерновых, то есть будет использована треть от максимальной мощности комплекса.

В июле d-pils.lv констатирует, что в 1-ом полугодии 2006 г. в Вентспилсе перегружено всего лишь 94 тыс. т зерна и зернопродуктов. В июле ситуация ухудшилась - на Вентспилском зерновом терминале не перегружена ни одна тонна. Управление порта оценивает деятельность терминала как неудовлетворительную.

Теперь сообщается об ожидаемом прибытии в конце октября казахского зерна. Но условия перевалки, очевидно, изменятся из-за происшедшего резкого повышения арендных платежей. Даже если и удастся их снизить, то они, очевидно, не будут столь льготными как первоначально. К дорогой логистике добавилась новая составляющая, снижающая эффективность экспорта казахского зерна через Вентспилс.

Это значит, что Казахстан по-прежнему будет ориентироваться на российский рынок и при реализации хороших видов на урожай казахская пшеница в 2006/07 будет не только конкурентной на российском рынке, но и может стать важным фактором формирования российских цен на продовольственную пшеницу.

Центр "СовЭкон"; 19.09.06