23.03.09

Интервью для канала "Эксперт ТВ" Елина В.А., Председателя совета директоров ЗАО "Смарт Лоджистик Групп".

"ЭТВ". Владимир Александрович, как Вы можете описать текущее состояние и тенденции развития российского рынка.

В.Е.. Рынок российской логистики находится в кризисном состоянии, как и многие другие отрасли РФ, это конечно не новость. Интереснее понять причины кризиса Российской логистики. И здесь надо отметить несколько факторов. Первый заключается в том, что у логистических операторов не сохранилось "прививки" от кризиса 1998 года. Когда из-за дефицита финансовых средств компании использовали все виды экономии и оптимизации людских и производственных ресурсов. Многие логистические операторы в своем интенсивном развитии подсели на кредитные ресурсы, которые вполне щедро выдавали банки до середины 2008 года. Второй фактор, в течение всего года росли заработные платы и бонусы для ТОРов, ключевых специалистов ИТР в компаниях, при не значительном росте производительности труда. Третий фактор, в это период были достаточно высокие базовые ставки на склады класса "А", преувеличены операционные расходы и многие склады не доведены до ума. То есть, где то не завершена дорога в обещанный срок, где то масса недоделок не позволила вовремя запустить склад, и так далее. В последствии, это отразилось на доходности логистических операторов.

"ЭТВ". Какие на сегодняшний день сохраняются тенденции развития рынка логистических услуг:

В.Е.. Объединение логистических операторов дополняющих своими специализациями друг друга. Например, логисты с транспортным уклоном могут сливаться со складскими операторами с добавлением таможенной логистики. В частности такое объединение провели не так давно коллеги из STS и RLS. 2.Значительная фрагментация рынка логистических услуг, особенно в регионах. Там ситуация еще хуже, чем в Москве, так как и цены ниже и заказчиков меньше.

3.Отказ от логистического аутсорсинга в пользу создания собственного подразделения логистики и учета складских операций.

4.Разорение не эффективных логистических операторов и компаний операторов имеющих избыточные площади и федеральный размах.

5.Усиление конкуренции между логистическими парками крупнейших девелоперов: Евразия Логистик, Райвен Русия, Гффилз, Международое Логистическое Партнерсвто, РосЕвроДевелопмнет за качественных и надежных арендаторов.

"ЭТВ". Какие факторы сегодня влияют на рынок логистических услуг в России, в чем его особенности и ключевые проблемы.

В.Е.. На рынок логистических услуг влияет следующий набор факторов:

- Отсутствие разумного финансирования логистических проектов, дефицит кредитных средств, нет длинных денег на приемлемых условиях.

- Проблемы с оформлением лизингового оборудование, либо сверх жесткие, условия лизинга, дополнительные залоги, банковские гарантии и др. период действия кризиса.

- Падение спроса в потребительском секторе в связи с уменьшение заработной платы, дополнительными обязательствами семей по уже взятым валютным ипотечным и потребительским кредитам, неуверенностью в завтрашний день.

- Консервация ряда бизнесов, связанных с оперированием складскими площадями.

"ЭТВ". Рынок логистических услуг, в условиях финансового кризиса?

В.Е.. Многие девелоперы и владельцы складской недвижимости стимулировали всех арендаторов, и особенно логистических операторов брать избыточные площади, предлагая за это не значительные скидки по базовой части аренды. В итоге, когда то это должно было дать свой результат. И вот кризис. У многих логистических операторов на руках избыточные площади, уменьшились заказы на логистический аутсорсинг, уменьшились среднерыночные цены на складские услуги. Часть бывших заказчиков на логистический аутсорсинг перешли на хозрасчетную логистику, то есть стали сами нанимать сотрудников из логистики и себя обслуживать. А для девелоперов, поверивших в слишком оптимистические прогнозы риэлторов и широко развернувшихся в строительстве Логистических парков, появилась проблема сдачи свободных складских помещений по любой цене, особенно для регионов. Избыток складов класса "А" по Московскому региону достигает 300.000 м.кв., а по регионам России более 1.0 млн. м.кв. В общем, картина Репина - "Приплыли".

"ЭТВ". Перспективы развития рынка логистических услуг на 2009 год?

В.Е.. Рынок логистики России очень велик по не давним оценкам его величина составляла около 120 млрд. долл. США. Очень жаль, что его развитие подрезал Мировой финансовый кризис. Думаю, что после завершения кризиса рынок логистических услуг можно будет не узнать. Все компании этой отросли, кто конечно выживет, станут еще более совершенными в конкурентных преимуществах и более универсальными, это диктует мировой тренд в логистике. А 2009 год будет лишь особым испытанием на взрослость и умение выживать в крайне тяжелых условиях. Мне кажется, если не будет увеличения потребительского спроса в ключевых областях в торговле, строительстве, в банковском секторе потребительских кредитов, рынок логистических услуг будет стагнировать.

. "ЭТВ". Как мировой финансовый кризис отразился на стоимости услуг в сфере логистики?

В.Е.. Если говорить коротко, то цены на логистические услуги в период кризиса упали на 25-35%, а при большом опте вообще на 50%! Это серьезное падение для логистических операторов. Обычно в этом случае, либо падает качество услуг, оказываемых логистическим оператором из-за необходимости в привлечении менее квалифицированных кадров, либо вообще нет экономического смысла оказывать услуги по такой низкой цене.

"ЭТВ". Какие меры принимаются компаниями для преодоления негативного влияния мирового финансового кризиса?

В.Е.. В период кризиса мер для преодоления проблем в логистической сфере не так уж много. Первая мера, реформируй себя. Уменьшай производственные затраты, живи скромнее, отказывайся от излишеств, оптимизируй персонал и бизнес процессы. Мера вторая, ищи резервы во вне. Пытайся договориться с владельцем склада о коррекции форм оплаты, добивайся скидок и частично рублевых ставок, либо фиксации предельного курса рубль-доллар до конца 2009 года. Так, в частности, Евразия Логистик пошла на встречу арендаторам в Северном Домодедово по переводу операционных расходов в рублевый эквивалент до конца текущего года. Отказывайся от излишних площадей, в кризис это хороший якорь тянущий бизнес на дно. Третья мера, договаривайся с собственными клиентами и они ответят Тебе финансовой поддержкой.

"ЭТВ". Ваши прогнозы развития ситуации в сфере логистики?

В.Е.. Все будет зависеть опять же от ряда факторов. Как будет работать банковская система с логистическим сектором, а так же с другими секторами промышленности ТНП, ритейлерами, транспортниками, импортерами товаров, влияющими на прямую на логистический бизнес. Если не будет значительной задержки зарплат в государственном и коммерческом секторе, если появится уверенность в завтрашнем дне и увеличится потребление, если снизятся цены на бензин и ряд энергоносителей, если дадут хоть какую то отдышку по налогообложению и быстрому зачету НДС, то к осени 2009 года можно ожидать подъема в логистической сфере.

Если же всех этих факторов не предвидится, то дело труба! Уже в середине 2009 года мы увидим банкротства ряда логистических и транспортных компаний. А чуть позднее могут начать банкротиться и девелоперские компании связанные со складской недвижимостью.

Все таки, смотря с оптимизмом в будущее, останутся на плаву те Логистические парки, у которых наилучшая инфраструктура, локализация относительно федеральных трас и города, вменяемая финансовая политика по отношению к своим арендаторам. И в этом смысле самыми конкурентными преимуществами обладает крупнейший российский девелопер Евразия Логистик.

Экперт-TV