30.09.05

"ЛУКОЙЛ" будет продавать топливо в США через свои сети Getty и Mobil

Американская "дочка" "ЛУКОЙЛа" - Getty Petroleum Marketing - привлекает синдицированный кредит на $475 млн. Половина этих средств будет направлена на развитие нового бизнеса. Getty намерена импортировать из России бензин А-76 и после доведения его до уровня американских стандартов продавать на местном рынке.

В 2000 г. "ЛУКОЙЛ" за $71 млн/ приобрел американскую Getty Petroleum Marketing, владеющую правом долгосрочной аренды 1300 АЗС и сети нефтебаз в восточных штатах США от канадской границы до Северной Каролины. А в 2004 г. российская компания за $265,75 млн. купила у ConocoPhillips сеть из 795 АЗС, расположенных в штатах Нью-Джерси и Пенсильвания и работающих под брэндом Mobil. Теперь "ЛУКОЙЛ" контролирует 8% розничного рынка нефтепродуктов в этих регионах США и входит в первую тройку поставщиков на северо-востоке страны.

Как рассказал Вадим Глузман, президент LUKOIL Americas Holding (управляет активами "ЛУКОЙЛа" в США), Getty Petroleum Marketing подписала с банками-организаторами Calyon и ABN Amro соглашение о предоставлении синдицированного кредита в объеме $475 млн. под гарантии "ЛУКОЙЛа". Представитель Calyon подтвердил информацию о кредите, но не назвал других участников сделки, поскольку синдикация еще не завершена.

По словам Глузмана, кредит будет состоять из двух частей. Первая - на $255 млн. по ставке Libor + 1,2% сроком на 4,5 года - пойдет на погашение кредита, ранее взятого у пула банков во главе с Lehman Brothers на приобретение сети АЗС Mobil. Вторая часть - $220 млн. на 4 года по ставке Libor + 0,8% - представляет собой револьверный кредит, который будет выбираться и погашаться по желанию заемщика. Эти деньги пойдут на пополнение оборотных средств, в том числе и развитие блендинга - нового бизнеса Getty, которым компания начала заниматься в этом году. По словам Глузмана, компания арендовала три нефтебазы вблизи Нью-Йорка и Бостона. На них из России будет поставляться бензин А-76, который путем смешения с местными компонентами будут доводить до уровня американских стандартов и реализовывать через сети Getty и Mobil. Как говорит собеседник, именно по такой схеме производится более половины бензина, продаваемого на северо-востоке США. Глузман утверждает, что бензин будет закупаться не только у "ЛУКОЙЛа", но и у других производителей.

Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров отмечает, что за семь месяцев этого года экспорт нефтепродуктов из России в дальнее зарубежье вырос на 43%, а нефти - всего на 10%. По его словам, это объясняется более низкими пошлинами на нефтепродукты, вследствие чего доходность их экспорта на 20% выше, чем нефти. "Поэтому "ЛУКОЙЛ", несомненно, выиграет, получив стабильный канал сбыта низкооктанового бензина в США", - резюмирует эксперт. Вместе с тем он отмечает, что ситуация может поменяться: если цена Urals опустится ниже $40 за баррель, экспорт нефти снова станет предпочтительным.

А Дмитрий Царегородцев из Rye, Man & Gor Securities начинание Getty называет первым шагом в сторону вертикальной интеграции "ЛУКОЙЛа" в США. "Идеальным вариантом были бы покупка местного НПЗ и поставки на него собственной нефти, - предполагает эксперт. - Но, вероятно, компания пока не готова к таким инвестициям".

Вадим Глузман говорит, что приобретение НПЗ в западном полушарии входит в стратегические планы компании, но конкретных проектов у Getty пока нет.

Представитель Московской топливной ассоциации говорит, что блендинг возможен и в России, во всяком случае, он предусмотрен нормативными документами Минэнерго. При этом получаемый продукт должен соответствовать стандартам. Но российская практика такова, что высокооктановые бензины очень часто получают за счет низкокачественных и даже запрещенных добавок, в результате уже через несколько часов после изготовления топливо теряет заявленное качество. "Поэтому российскому блендингу доверять не следует", - резюмирует собеседник.

"Ведомости"